Тень


Тень
– осознание индивидом в определенных условиях негативных черт своей личности, «та часть личности, которая имеет негативные черты и которую человек пытается спрятать и от других и от самого себя» (И. Кондаков, Психология. Иллюстрированный словарь).

Ср.:


Ни одной минуты не принимаю тебя за реальную правду… Ты ложь, ты болезнь моя, ты призрак. Я только не знаю, чем тебя истребить… Ты моя галлюцинация. Ты воплощение меня самого, только одной, впрочем, моей стороны… моих мыслей и чувств, только самых гадких и глупых (Ф. Достоевский, Братья Карамазовы).



* * *
(общеславянск., от тьма) – 1. термин К.Юнга, обозначает один из архетипов, а именно комплекс недифференцированных чувств, идей, желаний или «животных инстинктов», унаследованных человеком от далёких предков. Является в сновидениях спящего человека в виде тёмного человеческого силуэта обычно того же с ним пола. Вопреки сообщениям К.Юнга, персонажи сновидений в виде тени встречаются крайне редко Синоним: Альтер Эго, Негативная сторона личности; 2. отражение внутреннего состояния (беспокойства, печали и т.д.) на лице, в глазах человека; 3. малейший признак, малейшая доля чего-либо; 4. дух умершего или отсутствующего человека, являющийся, по суеверным представлениям, кому-либо. Например, тень отца Гамлета. Синонимы: Призрак, Привидение; 5. тёмное отражение на каком-то фоне, отбрасываемое предметом, освещённым с противоположной стороны. Согласно первобытным представлениям, тень человека способна влиять на него самого тем или иным образом. Например, убийства в некоторых племенах совершались вонзанием копья в тень человека: увидев это, жертва такого магического действия могла умереть и на самом деле, если не вмешается колдун.


* * *
– бессознательные проявления, темная сторона психики, отвергаемые человеком, но внутренне присущие ему и оказывающие воздействие на его мышление и поведение.

   Представления о Тени как «изнанки» человеческой души содержались в работах З. Фрейда. Классический психоанализ был нацелен в первую очередь на раскрытие тех бессознательных влечений и желаний человека, которые, с точки зрения культуры и общества, воспринимались как негативные, теневые, асоциальные, аморальные. Однако понятие Тени как таковое было введено К.Г. Юнгом (1875–1961). Оно играло важную роль в его аналитической психологии.

С точки зрения К.Г. Юнга, Тень – это темная половина личности, которая свойственна каждому человеку и без которой он не может обходиться в реальной жизни. Каждый индивид обладает собственной Тенью. Он несет в себе свое прошлое, сохраняет примитивные желания и агрессивные влечения. Однако теневая сторона личности, как правило, вытесняется, подавляется. Человек не замечает свои бессознательные негативные характеристики, не хочет их видеть и игнорирует их. Вместе с тем в его психике происходит развертывание темных сил, которые могут прорываться наружу, разрушать мораль, самоконтроль и захлестывать мир сознания.

   В работе «AION. Исследование феноменологии самости» (1951) К.Г. Юнг подчеркнул, что Тень составляют теневые характеристики человека, его изъяны, наделенные эмоциональной природой и обладающие автономией. Им присуще свойство навязчивости, властного овладения. При наличии проницательности и доброй воли Тень может быть частично ассимилирована сознательной частью личности. Однако опыт показывает, что в ней присутствуют такие черты, которые демонстрируют «упорное противодействие моральному контролю». Таким образом, можно сказать, что «Тень представляет собой моральную проблему, бросающую вызов личностному Я в целом, поскольку ни один человек не в состоянии осознать свою Тень, не приложив серьезных усилий морального характера».

   Негативные качества и характеристики человека могут обрести свою персонификацию в сновидениях или быть спроецированы на других людей. Смысл того и другого, как правило, ускользает из сознания. Так, проекции не осознаются самим индивидом и поэтому ему нелегко признать в них свою собственную Тень, отброшенную на объекты. По мнению К.Г. Юнга, человек не создает проекции, а сталкивается с ними. Результатом проекций является то, что человек оказывается изолированным от своего окружения. На место реальных отношений со своим окружением он ставит что-то иллюзорное. Надежда на то, что человек сам заметит свои проекции, крайне мала. «Необходимо убедить его, что он отбрасывает очень длинную Тень, прежде чем он согласится убрать свои эмоционально окрашенные проекции с их объекта».

   Осознание тени предполагает признание реального присутствия темной стороны человека. Поскольку в Тени собрано прежде всего личное бессознательное, то ее содержимое все-таки поддается осознанию. Во всяком случае, Тень можно разглядеть при условии некоторой самокритичности человека. Однако, когда Тень предстает в качестве архетипа, связанного с коллективным бессознательным, ее познание оказывается делом непростым. Словом, человек способен признать относительное зло своей природы, но, как отмечал К.Г. Юнг, «попытка заглянуть в лицо абсолютного зла оказывается редким и потрясающим по воздействию опытом».

   При аналитическом лечении происходит очная ставка с темной половиной личности, с Тенью. «Встреча с самим собой означает прежде всего встречу с собственной Тенью. Это теснина, узкий вход, и тот, кто погружается в глубокий источник, не может оставаться в этой болезненной узости». Интеграция Тени, то есть осознание личного бессознательного знаменует собой первый этап аналитического процесса.

   Тень – это не только изнанка психики, содержащая исключительно темные аспекты личности. В ней присутствуют также такие влечения и желания, которые не исчерпываются чем-то скверным, морально неприемлемым. По убеждению К.Г. Юнга, Тень включает в себя и все то, что представляет собой примитивное, инфантильное, неприспособленное, которое не получило своего зрелого, позитивного развития. Поэтому задача аналитической терапии состоит не в исключении Тени из жизни пациента, а в осознании им ее наличия, в обретении способности интегрировать ее в Я и сосуществовать с ней, не прибегая к мучительному подавлению и соскальзыванию в лоно невротического заболевания.


   


Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Синонимы:

Смотреть что такое "Тень" в других словарях:

  • тень — тень/ …   Морфемно-орфографический словарь

  • ТЕНЬ — тени, в тени, мн. тени, теней и (устар.) теней, жен. 1. только ед. Темное пространство, отгороженное, застланное чем н. от источника света, куда не проникают лучи света. «Под навесом в черной тени жевали лошади.» А.Н.Толстой. «Пешеход, отирая пот …   Толковый словарь Ушакова

  • тень — сущ., ж., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? тени, чему? тени, (вижу) что? тень, чем? тенью, о чём? о тени и в тени; мн. что? тени, (нет) чего? теней, чему? теням и теням, (вижу) что? тени, чем? тенями и тенями, о чём? о тенях и о тенях 1 …   Толковый словарь Дмитриева

  • ТЕНЬ — жен. сень, стень, затинь, застень, южн., зап. холодок; отсутствие прямого, лучистого света, особ. солнечного, перенятого каким либо предметом, который застеняет, застит, омрачает. На солнце жарко, пойдем в тень, под тень. Тише тени прошел да чох… …   Толковый словарь Даля

  • ТЕНЬ —         универсалия культуры, возникшая из мифологии абрисов освещенности предметов и из гипотезы об автономной жизни этого абриса. Т. своего рода знак естественного “языка” натуры, силуэтное означенье вещей и существ. Т. есть атрибут дневного… …   Энциклопедия культурологии

  • тень — См. малость, призрак бросать тень, наводить тень, царство теней... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. тень полумрак; малость, призрак; кров, худой, тенечек, очертания,… …   Словарь синонимов

  • ТЕНЬ — ТЕНЬ, и, в тени, мн. и, ей и ей, жен. 1. Место, защищённое от попадания прямых солнечных лучей. Температура +20° в тени. Сидеть в тени. Держаться в тени (также перен.: скромно, не стараясь подчёркивать свою роль в каком н. деле). Спрятаться… …   Толковый словарь Ожегова

  • тень — ТЕНЬ, и, ж. (или тень отца гамлета). 1. Худой, истощенный человек. 2. Праздношатающийся, бездельник. Шляются тут тени всякие. Чего ты тут шляешься, тень отца Гамлета? …   Словарь русского арго

  • Тень — (Schatten) (автор К.Г. Юнг ) архетип . Нечто противоположное тому, что индивид акцентирует в своем сознании. Как несовместимое с избранной сознательной установкой, не допускается к проявлению в реальной жизни, и за счет этого в конечном счете… …   Психологический словарь

  • Тень — элемент свечи, отрезок, примыкающий к телу свечи. По английски: Shadow См. также: Японские свечи Финансовый словарь Финам …   Финансовый словарь

  • тень — ажурная (Абельдяев); бархатная (Бальмонт, Белый); безмолвная (Андреев, Горький); бледная (Льдов, Сологуб, П.Я , Фруг); боязливая (Полежаев); вкрадчивая (Фофанов); грустная (Сологуб); глубокая (Григорович); густая (Арцыбашев, Радимов,… …   Словарь эпитетов

Книги

  • Тень, А. Сцибор-Рыльский. Для детей старшего школьного возраста предлагается книга "Тень"… Подробнее  Купить за 320 руб
  • Тень, Евгений Шварц. Пьесы Евгения Львовича Шварца одинаково любимы и детьми, и взрослыми по книгам, спектаклям и экранизациям: «Золушка», «Снежная королева», «Обыкновенное чудо», «Дракон». Это не столько сказки,… Подробнее  Купить за 249 руб аудиокнига
  • Тень, Евгений Шварц. Пьеса-сказка по мотивам одноименного произведения Андерсена. Молодой ученый Христиан-Теодор приезжает в маленькую южную страну, чтобы изучать её историю. Он селится в комнате одной из… Подробнее  Купить за 179 руб
Другие книги по запросу «Тень» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.